• Владимир Дружков
    "Толочь воду в ступе". Вода не молоко, сколько её не толки - масла не получится.Вся подноготная о...
  • Mariia Grishina
    Забыли обозначить Австралию, они туда тоже вторгались.Французы какие за...
  • Джамал Гишиев
    придурокЦареубийство, кот...

Ученые разгадали загадку светящегося камня

Ученые разгадали загадку светящегося камня - Новости Mail.ru

Исследователям наконец удалось разгадать загадку минерала гакманита, который уже больше 120 лет озадачивает ученых свойством светиться в темноте.

Гакманит — это разновидность содалита, известная благодаря тенебресценции (способности терять и медленно возвращать свой цвет).

В темноте минерал может светиться розовым, малиновым, белым или фиолетовым, а при ярком свете становится невзрачно-серым. Камень возвращает свой цвет и свечение после долгого пребывания в темноте или под воздействием коротковолнового ультрафиолета. Лучший гакманит добывают в Бразилии, а в России он встречается на Кольском полуострове в Хибинских горах.

Гакманит был впервые обнаружен в Гренландии в 1896 году. С тех пор ученые пытались разгадать загадку уникального свойства камня. Наконец международной группе химиков, минералогов, геологов, физиков и других ученых под эгидой Университета Турку в Финляндии удалось понять точную природу уникальной реакции.

Их работа опубликована в журнале Chemistry of Materials. Исследователи изучали образцы гакманита из Гренландии, Канады, Афганистана и Пакистана. Они пришли к выводу, что свечение обеспечивается переносом электронов титана, который входит в состав минерала. Однако самого титана недостаточно.

Необходимо еще правильное соотношение серы, калия и железа. Тонкое взаимодействие этих элементов и порождает люминесценцию.

Используя это открытие, исследователи смогут создать синтетические материалы с аналогичными свойствами. Они будут светиться в темноте без какого-либо источника энергии, причем значительно дольше, чем природный минерал.

Анна Лысенко