Свежие комментарии

  • Obiivatel
    "...отчаянной попыткой вытащить меня из очередной депрессии..." Вспоминается анекдот. Тетка из деревни узнала почем...Вспоминая Индию...
  • andrbob
    А что это тут?Олег Матвейчев и ...
  • Алексей ПИМЕНОВ
    СУПЕРГРАНДМЕРСИБЛАГОДАРЮ. По либераздам - толераздам, ОГОНЬ!Водолазы доложили...

Аполлон: как славяне своим богом с античным миром поделились…

Аполлон: как славяне своим богом с античным миром поделились…

Аполлон: как славяне своим богом с античным миром поделились…

Ох, и подвигаем «наперстки» сегодня, рученьки отвалятся. Но загадка будет интересной, ничуть не фантазийной. Есть малоизвестный, но знатный научный тупик. Касается он упомянутого в заголовке бога Аполлона. По сей день неясно: откуда в пантеонах Средиземноморья появился, что означает его имя, где начинается и заканчивается его «божественный функционал»… И самый главный вопрос: он вообще грек? На это ответить можно сразу категорическое «нет». Так кто таков, чьих будет?

Смута в благородной семье.

За три десятилетия до рождения Христа Великий Рим был озадачен и удивлен. Из официального пантеона богов неожиданно, в приказном порядке, был поднят на пьедестал «главнюка» далеко не самый приметный и могущественный божок. Религия Рима уже устоялась, прекрасно и органично эволюционировала. Случилось сие после того, как римляне отождествили своих абстрактных богов с «человекоподобными» греческими: Юпитера с Зевсом, Марса с Аресом, Венеру с Афродитой.

Но… была одна закавыка: не для всех олимпийцев нашелся тождественный эквивалент на Апеннинском полуострове. Греческий Аполлон, бог солнца и света, покровитель поэтов и музыкантов — сохранил прежнее имя. Чудом своего возвышения перед новой эрой он обязан не экстраординарному случаю или божественному провидению.

Его назначил главным богом император Август Октавиан. Признав за Аполлоном официальный патронаж над своим родом и семьей. Спорить никто не посмел, последний из Юлиев достиг всех мыслимых вершин славы и власти, неслыханными праздниками и фестивалями приказал благодарить своего небесного патрона за оказанное содействие.

Аполлон: как славяне своим богом с античным миром поделились…

(Иллюстрация из открытых источников)

В глубины истории.

Очень заметной личностью Аполлон стал на вершине популярности среди греков Дельфийского оракула. Как была убеждена наука столетиями, вся история знаменитого прорицателя неразрывно связана с личным божественным покровителем, богом Солнца. Там пытались найти корни происхождения Аполлона, именно через дельфийский феномен старались определить его значение в религиозной, социально-политической и интеллектуальной жизни эллинов архаического и классического времени. Так поступила академическая наука… чтобы оказаться в глухом тупике.

Итак, постановка проблемы. Образ бога-олимпийца Аполлона всегда являлся самым сложным в греческой мифологии и религии. Даже для современников. Причиной загадочности божества стала его «многостаночность», необыкновенное разнообразие функций. Порой противоречивых и несовместимых, чтобы поместиться в одном божественном сосуде.

Мало того, по сей день совершенно распахнутым окном зияет вопрос об этимологии теонима «jApovllwn». Даже самые знаменитые академики и составители словарей отступились, сообщив: она неизвестна. Еще античные писатели гадали, строя самые разные предположения. Не преуспев. Современные тоже недалече ушли. Единственное вменяемое, но крайне зыбкое толкование: происхождение от слова «ajpelavw» («отгоняющий», «отвращающий»). Это древнейшая дорическая форма слова «jApevl(l)wn» — «отвратитель».

Искали корни слова на Востоке, особенно в Малой Азии. Ведь именно в легендарной Трое культ Аполлона был наиглавнейшим. Но не срослось, слово «собрание» от дорического «ajpevlla» — не выдержало критики. Следом рухнула и версия «дельфийского оракула», как прародителя культа этого божества. Нашлось достаточно подтверждений, которые сделали версию Гомера о враждебности Аполлона грекам — нерушимой. Выяснилось: Бог Солнца еще не имел многих функций, которые приобрел в более поздний период.

Аполлон: как славяне своим богом с античным миром поделились…

(Иллюстрация из открытых источников)

Отношение к Дельфийскому оракулу — очень позднее по времени. Самое главное, в ранних источниках Аполлон назван каким-то… Летоидом, сыном богини Лето. Это поставило в неудобную позу науку. Не в греческой традиции называть сына по матери. Из известных цивилизаций, использующих это правило, — была только Ликия. Страна на юге Малой Азии (современные турецкие провинции Анталья и Мугла). Круг замкнулся, опять Троя? Пришлось обратиться к истории, проследить первые признаки появления Аполлона в куда более древних цивилизациях, чем архаическая греческая.

Великий губитель.

В XVI–XII веках до нашей эры — время расцвета Микенского царства и господства ахейцев в Средиземноморье. Ахейцы пришли «с севера» в XXI в. до н.э., изгнав коренное население Пелопоннеса в Малую Азию. Попросили ахейцев освободить благодатную жилплощадь племена дорийцев, тоже пришедшие «с севера». Это случилось после нашествия XII–XI веков до н.э. Так определилось место действия, так называемая «циркум-понтийская» зона. Включала в себя Подунавье, Балканы, Северное Причерноморье, Малую Азию, частично — сам Пелопоннес.

Почти тысячелетие господства ахейцев на Балканах не было умиротворенным временем. В исторической памяти «микенских греков» Аполлон — чуждый их культуре бог, «великий губитель». Что странно, он не появился из Малой Азии, как некоторые мелкие божки. Припожаловал «с севера», по традиционному маршруту экспансий на Балканский полуостров. Стоит помнить, античная Греция и ее культура складывались в очень длительной борьбе многих народов. Так появилась версия привнесения Аполлона вместе с вторжением северных племен.

Аполлон: как славяне своим богом с античным миром поделились…

(Иллюстрация из открытых источников)

Осталось найти тот самый «север», откуда захватчики регулярно приходили. Определились — это Средний Дунай. Археологи осторожно кивнули. Да, из тех краев в период «поздней бронзы» начались регулярные исходы и миграции. В сторону Балкан и Малой Азии. Культуры были не мирными или сугубо земледельческими. Это были воинственные племена Восточной культуры курганных погребений. Подозрительно быстро нашедшие общий язык с обитателями причерноморских степей, знаменитыми вояками — племенами сколотов. Которые в полный рост почитали божество, очень похожее на Аполлона.

Генезис.

В ранний период своего божественного шествия, во времена балканские, архаический Аполлон трудно узнаваем. Далек от классического эллинистического типа, ему присущи растительные формы, близость к пастухам и земледельцам. Так же он несет неприятную службу демона смерти, является главным действующим лицом в священных ритуалах человеческих жертвоприношений. Греки уже знают о нем, но в иерархию небожителей Олимпа никак не желают втиснуть.

По причине открытого противостояния Аполлона — Зевсу. Даже в гомеровские времена Аполлон своим появлением на Олимпе внушает ужас богам. По литературе VIII в. до н.э. понятно: он чужак. Хотя прошло уже семь веков со времен «микенских греков», начавших его почитать. Вывод: Аполлон не стал «своим» по причине агрессивного своего появления, какой-то нехорошей исторической памяти. Ведь других богов архаичные греки принимали безболезненно, если заимствовали мирным путем.

Аполлон: как славяне своим богом с античным миром поделились…

(Иллюстрация из открытых источников)

Но постепенно мифология эволюционировала. Аполлон — сын богини Лето (у римлян станет — Латона), брат прекрасной Артемиды. И тут становится понятно, это все же чужак. Поскольку богиня Лето тоже гостья на греческой земле. Пытались найти корни богини в Малой Азии, выводя ее имя от лидийского «Лада» (жена, мать). Но связь признали вторичной. Истоки уводили… куда-то на далекий север.

Тезис о северном происхождении Аполлона (с мамашей Лето) давно рассматривался, еще в середине XX века Краппе очень изящно сопоставил образ греческого Бога Солнца с верованиями северных народов. Но наиболее акцентировано и смело выступили Откупщиков с Рыбаковым, которые вывели происхождение культа Аполлона — к легендарным гипербореями. Но имеющим не фантазийное происхождение Северного Полюса, а самое обыкновенное — фракийское. Академик Рыбаков:

«Первое, на что следует обратить внимание при ознакомлении с мифами, это прочная связь всего цикла лето — артемидо-аполлоновских мифов с севером, с гиперборейцами».
Аполлон: как славяне своим богом с античным миром поделились…

(Иллюстрация из открытых источников)

Проверяем гипотезу.

А что делать? Несмотря на величину и заслуги, некоторые утверждения Бориса Рыбакова слишком… нетривиальны. Временами, бдя над всеславянским происхождении всего и вся, он делал поспешные, временами спекулятивные выводы. Поэтому ступать будем крайне осторожно.

Итак, что известно точно. Аполлон, родившись на острове Делос, ежегодно на зиму отправляется... «в северные страны». Там у него арсенал солнечных стрел, он проведывает загадочные племена, особо его почитающие. Гипербореи легендарные? Нет. Традиция считать гиперборейцев несуществующим и мифическим народом — уже прошлое лохматое. Многие факты говорят: архаичные греки примерно представляли, где именно они находятся. Место было не так далеко от Средиземноморья.

Эти «гиперборейские» племена, особо почитавшие Аполлона, умудрялись каждый год доставлять на остров Делос (к алтарю Аполлона) священные дары. Особо сказано — «завернутые в пшеничную солому». Средний Дунай… Такая традиция там существовала. Ценные вещи (иногда сами покойники) в захоронениях были обернуты циновками из стеблей пшеницы, даже остаточки кое-какие обнаружены. Прав Рыбаков, говоря о пра-славянском прошлом «гиперборейцев»?

Двинем «наперстки», так и быть. Проводя параллель между богинями Лето, Артемидой и славянскими богинями-«рожаницами», академик пишет:

«Связь Лето-Лато с северной Ладой не подлежит сомнению». Древний вариант культа двух рожаниц пришел на юг с севера, архаичность этого культа уводит нас в область почитания «матери Ладо», «первобогини», «матери всего сущего». Культ их достаточно широк и связан не только со Средним Дунаем, но включает в себя все территории праславян и все области их дальнейшего расселения».
Аполлон: как славяне своим богом с античным миром поделились…

(Иллюстрация из открытых источников)

Насколько «культ был широк», кто такие «рожаницы», вопрос тоже открытый, как и Аполлон. Но пусть… Получается, богини Лето и Артемида как-то органично и непротиворечиво вплелись в раскидистое древо греческой мифологии. Умудрились полностью растерять свои «гиперборейско-славянские черты», обросли до полной неузнаваемости античной литературной плотью. Допустим, хотя такое трудно представить. Остается Аполлон. Пригласим персонажа в пыточные подвалы, что остается еще.

Функционал божества.

Многочисленные попытки объяснить сходство культов различных богов в Европе грешили одной доктриной, давно и некритично принятой: мифы «цивилизованных народов» распространялись — на север. Так якобы сказывался непререкаемый авторитет греческой мифологии и религии. К чему такая доктрина привела, известно. В полный и глухой тупик. Когда Олимп очеловечился, получил римскую прописку — таки да, влияние мифов об Аполлоне на северных соседей было, не спорю.

Но чтобы такое происходило во второй половине II тысячелетия до нашей эры, уж извините. Имя Аполлона не встречается в табличках крито-микенского времени, которые сохранили имена важнейших греческих богов — Зевса, Посейдона, Афины, Гермеса, Артемиды (называемой сестрой Аполлона). Богиня Лето там тоже присутствует. Но… она бездетна, Аполлона в сыновьях у нее не значится. Архивы ЗАГСа погорели что ли? Опять тупик. Но понятно становится: в земли «варваров» Аполлон не уходил, аналогов своих не плодил. Наоборот, откуда-то пришел к грекам.

Изначальные функции Аполлона наводят на глубокие размышления. Бог связан с небом и солнцем, стрелы его — жаркие лучи. При желании он ими губит посевы, обрекая людей на голодную смерть. С другой стороны, Аполлон — пастух и земледелец. Ему приносят в жертву первые ростки различных растений. На что сие похоже? Правильно, даже глубоко в древность не стоит заползать. Идея неба, солнца, плодородия, ритуальных костров в день летнего солнцестояния (нового урожая) — вотчина славянского «чучела» Купалы. Вот тебе и простая ритуальная кукла из малоросского фольклора… Которую таскают вкруг околицы, сжигают или хоронят.

Аполлон: как славяне своим богом с античным миром поделились…

(Иллюстрация из открытых источников)

Хотя имею совсем другую точку зрения на происхождение Купалы, но буду взвешенным. Что-то в этом божке есть. Начиная с вполне определенного научного факта: его происхождение является «неясным». Но! Прочность традиций, археологические находки древнейших культовых кострищ, связь с землей и пастушеством… это доказательство его глубокой архаичности, небывало прочной памяти народной.

Теперь аналогии. Мать Аполлона — богиня Лето, сестра — Артемида. Далее Купала. Мамой ему приходится богиня Лада, мать-рожаница всего сущего (и богов тоже). Остается предположить, что сестрой Купале приходится «славянская» Леля.

Дары гипербореев всегда завернуты в пшеничную солому — из соломы мастерят по сей день чучело Купалы. Во время июньских празднеств Аполлона приносились человеческие жертвы. Мужчину и женщину, обвесив яркими гирляндами, сначала гоняли вокруг городских стен, потом сжигали. У самых первых славян тоже было традицией: сжигание двух кукол, мужской и женской.

Археологи подтвердят: в древних алтарных кострищах найдены человеческие кости. Кому капища ставили? Неизвестно. Но совсем не исключено: куклы — отголоски реальных человеческих жертвоприношений. Песни во время похорон «куклы Ивана Купалы» толсто намекают на это...

География тоже сходится. Аполлон каждый год отправляется на север в колеснице. Кем транспорт запряжен? Лебедями, совсем не греческий таксопарк, на минуточку. Лебедь — ритуальная птица, связанная с культом воды. Сам Аполлон тоже рожден среди этой стихии, на плавучем острове. Но как он может олицетворять огонь? Тем более «бессмертный». Тоже отгадка у славян: так называли ритуальный огонь, добываемый особым способом перед главными культовыми праздниками.

Аполлон: как славяне своим богом с античным миром поделились…

(Иллюстрация из открытых источников)

Сам праздник стоит разобрать, его символику: в ночь на Купалу огонь вступал в противоборство с водой, пылающие обрядовые огненные колеса пускались под откос в реку. Мотив лебедей тоже понятен: в землях сколотов археологи нашли (у огромных кострищ) вырезанные в земле лебединые фигуры. Союзник Энея, вождь венетов Купавон — украшал свой шлем перьями этих птиц. Был одним из главных защитников Трои, его отец Кикн — превращен в лебедя богом Аплу, очень не любившим песен старика. На севере Италии этруски долгое время сохраняли культ Купавона. На слух тоже странновато звучит: нечто среднее между Купалой и Аполлоном.

Выводы.

Откуда пришел Аполлон в Грецию, с севера или с востока — вопрос полностью открытый, двигайте «наперстки» самостоятельно и смело. Можно дерзновенно просмотреть маршруты миграций народов, которые это божество (или аналогичное) пронесли сквозь пространство и время. Тешит самосознание такая гипотеза: в Северном Причерноморье середины II тысячелетия до н.э. обитали «сколоты». Название дожило до Геродота, в V веке до н.э. ему на перо попало.

А кто такие сколоты? Это воинственные северные племена культуры курганных погребений. Если пра-славяне Среднего Дуная шли на Балканский полуостров с севера, то их восточные сородичи… продвигались в том же направлении, но уже в Малую Азию. Родство сколотов и славян? Рыбаков это вроде доказывает в книге «Геродотова Скифия», есть кое-что любопытное. В любом случае, какие-то предки славянские обитали в Северном Причерноморье и Таврии. Не поспоришь. А на юг с такой прародины вели всего два пути.

Аполлон: как славяне своим богом с античным миром поделились…

(Иллюстрация из открытых источников)

Тогда проблема решаема. Их чуждые грекам боги пришли одновременно с севера или с востока (из Подунавья). Из Малой Азии тоже могли, во второй половине II тысячелетия до н.э. Пусть не Великое Переселение народов (основная масса пра-славян дома осталась), но какие-то «пассионарные племена» вполне могли припожаловать в богатые приморские области.

Имя Аполлон? Лингвисты выдвинули теорию, в которой прародителем греческого покровителя Муз и пра-славянского Купалы было некое божество по имени «Кополо». Этимология интересная, вполне доказательная. Для славянских предков, оставшихся на Дунае или в Таврике, — он остался добрым, и мирным. Отвечал за плодородие, скот, благосостояние и солнечный свет. Со временем подвинулся, под воздействием более могущественных товарищей по Пантеону. Вплоть до превращения в соломенное чучело. Во времена христианства прилепили имя «Иван» к фамилии «Купала».

Но те «пассионарии», что унесли имя Кополы в греческие и малоазийские земли, — судьбу другую кумиру уготовили. Для них самих он оставался добрым, заботящимся о благосостоянии и здоровье божеством. Но все-таки трансформировался постепенно в «бога-воина», в окружении чужих идолов и народов. Вот почему для племен, подвергшихся нападению с севера, Кополо (Аполлон) был тем самым «губителем», каким его знали «микенские греки».

Прошли сотни лет, в сознании потомков местных и пришлых переселенцев начал формироваться тот самый образ, что ставит науку в тупик. Аполло, который и губитель, и целитель, свой и чужак. Память поколений вылепила странный, необъяснимый (с точки зрения местной эволюции) образ. Добавив легенд из Малой Азии и неведомой Гипербореи…

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх