Свежие комментарии

  • Андрей23 января, 10:22
    дом престарелых какой то.К утверждению Пел...
  • Михаил Пантюхин22 января, 21:38
    В Ватикане к сожалению не знают что есть совесть, у них нет такого слова в языке, а уж о справедливости я молчу! Неда...Почему Ватикан вс...
  • Виктор Шиховцев21 января, 7:58
    Умный такие глупые вопросы не задает.Вечный вопрос: кт...

Захотим, и прогоним западную тьму; не захотим, и погрузимся, конечно, в нее

Захотим, и прогоним западную тьму; не захотим, и погрузимся, конечно, в нее

Захотим, и прогоним западную тьму; не захотим, и погрузимся, конечно, в нее

(Мр. 9, 10-16). История течет и, кажется, неумолимо определяет частные события. Сколько было подготовок к принятию Спасителя!. . . Наконец, пришел ближайший Его указатель, Иоанн, но вышло что? С Иоанном "поступили, как хотели"; и Сын Человеческий уничижен и пострадал. Течения событий нельзя было переломить: оно взяло свое. Так и всегда текущая история все увлекает вслед себя. Спрашивается теперь: где же свобода? И что она будет такое, при таком порядке событий? Не более, как призрак. Так обычно рассуждают фаталисты. Но эта всеопределяющая необходимость течения событий только кажущаяся; на деле все события человеческие, и общие и частные, плод свободных начинаний человека. Общее течет именно так потому, что все или большинство того хотят; и частное входит в соглашение с общим, потому что тот и другой в частности того хотят. Доказательство тому на лицо: среди доброго общего бывают частности худые; и среди худого общего бывают частности добрые. И еще: среди крепко сложившегося общего зарождаются частности, которые, разрастаясь и укрепляясь более и более, пересиливают прежнее общее и занимают его место. Но эти частности всегда дело свободы. Что общего у христианства с характером времени, в которое оно зачалось?

Оно засеменено несколькими лицами, которые не были порождением необходимого течения историй; оно привлекало желающих, крепко расширялось и стало общим делом тогдашнего человечества, а все-таки оно было делом свободы. То же и в худом направлении: как развратился Запад? Сам себя развратил: стали вместо Евангелия учиться у язычников и перенимать у них обычаи - и развратились. То же будет и у нас: начали мы учиться у отпадшего от Христа Господа Запада, и перенесли в себя дух его, кончится тем, что, подобно ему, отшатнемся от истинного христианства. Но во всем этом ничего нет необходимо определяющего на дело свободы: захотим, и прогоним западную тьму; не захотим, и погрузимся, конечно, в нее. 

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх